В помощь классному руководителю










Микерова 
Галина Георгиевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования Кубанского Государственного университета


Родительское собрание – это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).
В законе «Об образовании в РФ» о родительских собраниях не говорится. Каждая школа выпускает свой документ«Положение о классном родительском собрании», в котором освещает цели, задачи, правила и т.д., и раскрывает функции родительского комитета.




















Что обязательно  для всех родительских собраний:

1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами(если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3)   Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события(как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей, через приглашения).


Что должно быть на родительских собраниях:

1)   Ознакомление с новыми законами и локальными актами(принятыми на уровне школы, города, региона), связанные с образованием детей.
2)  Встреча с предметниками (сразу скажу, что учителя не любят ходить на родительские собрания, у них в это время может быть своё, да и часто такие встречи затягиваются). Приглашает классный руководитель. Попросите провести встречу с более «проблемными» педагогами. Недопонимания родителей и учителя наверняка после этой встречи рассеются.
3)  Ведение протокола собрания. Пишет секретарь (выбранный родитель), подписывается председателем родительского комитета. Нужен больше для отчётности школы перед проверяющими органами.

 

Что может быть на родительском собрании?

1) Встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2)  Просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.

Чего не должно быть на родительском собрании:

1)  публичного обсуждения успехов и неуспехов отдельных учеников, их поведения, внешнего облика и т.д. (полная бестактность со стороны классного руководителя или родителей-зачинщиков разговора!). Всё, что классный руководитель хочет сказать о ребёнке, знать должны родители только в индивидуальном порядке. Если в классе возник конфликт, в котором замешаны несколько учеников класса, беседа проводится только с родителями этих учеников, а не со всеми.
2) такого масштабно осуждаемого явления, как сбор денег (фонд школы, охрана, услуги уборщицы — не должно быть). Иногда приходится собирать деньги на нужные классу вещи и подарки детям, но организовывать это должен родительский комитет и обеспечивать полный отчет за все потраченные средства.


**************************************************************
***************************************************************
***






Степанов 
Евгений Николаевич,
доктор педагогических наук,
профессор, заведующий кафедрой
теории и методики воспитания
Псковского ИПКРО

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ

Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неоп­ределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуве­ренности в себе и своих возможностях, сковывала его физические и духовные си­лы. Человек всячески – с помощью научных методов и на основе предсказаний га­далок и шаманов – стремился ранее и стремится сейчас прорваться за горизонт се­годняшнего дня. В своем сознании он старается предвосхитить и предвидеть ситуа­цию завтрашнюю, чтобы сделать ее более предсказуемой и управляемой.
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправ­ленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все соответствующее данному процессу многооб­разие документов, называемых планами. Оно затрагивает различные сферы и сто­роны жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе и воспита­тельную работу в школьном и классных коллективах.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Под планированием воспитательной работы в классе принято понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников наме­чаемых дел, сроков их проведения.
Педагог–воспитатель в процессе планирования составляет, как правило, два вида плана: календарный и перспективный. Календарный план воспитательной ра­боты охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как: наименование планируемых дел, дату и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаще всего план–сетка) называют рабочим планом классного руководителя. Его составление не вы­зывает у педагога каких–либо затруднений, поэтому поведем речь о технологии перспективного планирования, о содержании, форме и структуре плана воспита­тельной работы в классе на учебный год или полугодие.
Сначала об алгоритме разработки перспективного плана. Он представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых дей­ствий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:
1) определение классным руководителем порядка и срока действий по пла­нированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе;
2) педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;
3) моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедея­тельности и воспитательного процесса в нем;
4) коллективное планирование;
5) уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.
Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, учитель сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы.
Его первым шагом является определение порядка и сроков действий по со­ставлению плана. Фактически педагогу надо разработать один план с целью созда­ния плана другого. На первый взгляд эта фраза может показаться странной, но при всей своей странности она является верной. Чтобы деятельность классного руково­дителя и других участников планирования была более целенаправленной, упорядо­ченной и эффективной, необходимо спланировать совместную деятельность по раз­работке перспективного плана воспитательной работы. Разумеется, что при опреде­лении порядка действий педагог–воспитатель использует свои знания об алгоритме планирования, о формах и способах участия в данном процессе детей, их родителей, учителей, друзей классного коллектива. Классный руководитель должен обладать также информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной рабо­ты в общешкольном масштабе. Процессы планирования в образовательном учрежде­нии и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно.
Второй шаг в деятельности по планированию процесса воспитания в классе – это проведение анализа воспитательной работы за прошедший год.
Педагогический анализ часто воспринимается как трудоемкая и отнюдь не самая необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя, кото­рая к тому же требует значительных интеллектуальных и физических затрат. Прак­тическая польза аналитической деятельности не всегда кажется очевидной. Однако изучение планов, составленных успешно работающими педагогами–воспитателями, и результаты опытно–экспериментальной деятельности позволяют сделать вывод о том, что анализ воспитательного процесса может и должен стать основой для пла­нирования классным руководителем воспитательной работы на последующий пе­риод. Это возможно при следующих условиях:
* анализ осуществляется неформально;
* педагогический анализ представляет собой не эклектичное (разнород­ное и не всегда взаимосвязанное) соединение различных фактов и оце­ночных суждений, а имеет четкую структуру и проводится согласно определенным научно–методическим принципам;
*аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанным критериально–аналитическим аппаратом;
*анализ является достаточно информативным и содержательным;
Классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъек­тов педагогического процесса: учителей, школьников, их родителей, администрации школы, представителей общественности, с которыми непосредственно взаимодействует коллектив класса.
В аналитической деятельности классного руководителя можно выделить три основных этапа: подготовительный, основной и рефлексивный. Предназначение первого этапа заключается в подготовке самого учителя к осуществлению аналити­ческой деятельности. В этот период педагог–воспитатель определяет предмет и цель педагогического анализа, разрабатывает программу и инструментарий анали­тической деятельности, предусматривает участие в работе всех субъектов воспита­тельного процесса. На втором этапе классный наставник направляет свои усилия на сбор и систематизацию информации о воспитательном процессе, анализ и оценку результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрица­тельных моментов в жизнедеятельности класса и воспитании учащихся, определе­ние проблем и противоречий в воспитательном процессе, составление прогноза развития воспитательной системы класса, формулирование выводов и предложений по совершенствованию и обновлению учебно–воспитательного процесса в школь­ном сообществе. На заключительном этапе учитель оценивает проведенную анали­тическую деятельность, устраняет фактические и стилистические неточности в ин­формационно–аналитических материалах, вносит в них необходимые коррективы.
Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению пла­на – это моделирование образа класса и процесса воспитания в нем. Под образом класса нами понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются:
а) образ учащегося класса;
б) образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем дея­тельности, общения и отношений;
в) представление о внешних связях и отношениях класса, его месте и роли в школьной общности.
Рассмотрим каждую составляющую образа класса.
Образ учащегося класса. Он складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно справ­ляться с возложенными на него социальными функциями гражданина, сына или доче­ри, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др.; чтобы уверенно чувствовать себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме; чтобы реализовать свои силы и способности, стать подлинно счастливым че­ловеком? Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности.
Образ жизнедеятельности классного сообщества. Практически каждый учи­тель стремится к созданию в классе интеллектуально богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы. Однако не всем удается построить та­кие отношения в классе, причиной чему является отсутствие у педагога целостных и детальных представлений о характере, направлениях и способах совместной жиз­недеятельности членов классного коллектива.
Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направле­ние совместной деятельности может стать приоритетным (доминирующим) в жиз­недеятельности класса. Выбор такого вида деятельности в наибольшей зависимости находится от преобладающих в классном сообществе интересов и увлечений уча­щихся, особенностей организации учебно–воспитательного процесса в классе. На­ряду с приоритетным должны культивироваться и другие виды совместной дея­тельности и общения школьников, способствующие всестороннему развитию де­тей, формированию и проявлению их индивидуальности.
Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера фор­мирующихся отношений между членами классного коллектива. Классному настав­нику важно отчетливо представлять реальное состояние эмоционально–психологических и деловых отношений в классе, возможности и средства их улуч­шения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщест­ва, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог опреде­лить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка, су­мел наметить пути и способы создания комфортного и защищенного положения для каждого своего воспитанника.
Не будет полным образ класса без представления о внешних связях и отноше­ниях класса, о его месте и роли в школьной общности. Педагогу необходимо осоз­нать, что нельзя ограничивать воспитательное влияние на развитие учащихся рамка­ми классного коллектива. Формируя образ класса, классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в со­вместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с более младшими и старшими школьниками. Целесообразно подумать и о том, чем жизне­деятельность класса может обогатить воспитательный потенциал общешкольного коллектива. На наш взгляд, правильно поступают те классные руководители, кото­рые стараются найти друзей класса в ближайшем социальном окружении – в среде родителей, бабушек и дедушек учащихся, руководителей клубных и кружковых объ­единений, ветеранов войны и труда, представителей творческой интеллигенции.
Завершая описание составных частей образа класса, следует заметить, что он должен отображать необходимое, возможное и желаемое состояние воспитатель­ного процесса. Необходимое – это то состояние, которое моделируется на основе учета объективных закономерностей и тенденций развития процесса воспитания учащихся данного класса; возможное – это то состояние, которое проектируется в соответствии с реальными условиями функционирования и зоной ближайшего раз­вития классного коллектива, выявленной в ходе аналитической деятельности педа­гога; желаемое – это то состояние, которое создается в модельных представлениях, формирующихся на базе субъективных предпочтений, желаний и интересов учите­ля и его воспитанников. Только при наличии такого сформированного образа клас­са у классного руководителя можно делать следующий шаг в деятельности по пла­нированию воспитательной работы.
Четвертый шаг – это коллективное планирование (по И.П. Иванову), в ко­тором участвует не только классный наставник, но и весь коллектив учащихся клас­са, а также родители и друзья классного сообщества. Опытные педагоги–практики и методисты утверждают: если без предварительной работы попросить учеников вне­сти свои пожелания в план работы класса, то вряд ли можно достичь желаемого ре­зультата. В этом случае поступят недостаточно обоснованные и примитивные пред­ложения, чаще – того, что уже проходило в классе. Крайне редко предлагаются ори­гинальные и интересные идеи. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения учащихся, родителей и других представителей классного со­общества в совместную деятельность по составлению плана.
Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть осуще­ствлены следующие действия:
1) предварительное планирование жизнедеятельности классного сообще­ства на новый период с ученическим и родительским активом;
2) организация педагогического сопровождения коллективного планиро­вания;
3) осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе;
4) проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана.
Рассмотрим методические аспекты перечисленных действий.
Во время предварительного планирования жизнедеятельности классного со­общества важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручиться их поддержкой. Возможен такой вариант обсуждения с группой активистов пред­ложений в план работы и порядка действий по вовлечению всех учащихся и их ро­дителей в процесс планирования:
а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельно­сти класса;
б) выдвижение целей и задач на планируемый период;
в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;
г) определение основных дел предстоящего учебного года;
д) назначение ответственных за проведение мероприятий по коллективному планированию.
Организация педагогического сопровождения коллективного планирования предполагает создание условий его успешного осуществления. Для этого необхо­димо сделать следующее:
а) договориться заранее с консультантами класса о времени, месте и со­держании консультаций;
б) организовать своевременное информирование и взаимодействие орга­низаторов и участников планирования;
в) помочь ведущим в подготовке к сбору–старту и проведению защиты идей и предложений в план работы;
г) провести инструктаж руководителей микрогрупп о ходе, сроках и пред­полагаемых результатах коллективного планирования, приемах и спо­собах организации работы микрогрупп;
д) оказать помощь ответственным за отдельные направления в работе по планированию.
Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана целесообразно разделить на несколько периодов:
I период – сбор–старт коллективного планирования;
II период – консультации со знающими людьми;
III период – разведка дел и друзей;
IV период – защита идей и предложений в годовой план;
V период – составление плана жизнедеятельности класса;
VI период – осмысление итогов коллективного планирования.
Проектирование действий по педагогическому обеспечению реализации пла­на жизнедеятельности класса предполагает:
а) определение во взрослом активе класса кураторов основных направле­ний совместной деятельности;
б) назначение из числа взрослых ответственных за оказание помощи уча­щимся в подготовке и проведении отдельных дел и мероприятий;
в) моделирование информационно–методической поддержки организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе;
г) планирование финансового и материально–технического обеспечения деятельности классного сообщества;
д) проектирование действий по оказанию помощи ученическому коллек­тиву в расширении и укреплении внутренних и внешних социальных связей и отношений.
Правильное и последовательное использование перечисленных форм, мето­дов и приемов коллективного планирования – это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению плана воспитательной работы.
Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию является уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы. Классный руководитель после использования приемов и методов коллективного планирования, как правило, уточняет и коррек­тирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизне­деятельности и воспитательного процесса в школьном сообществе. Он старается в максимальной мере учесть предложения учащихся и родителей и на основе их по­желаний сформировать более конкретные представления о целевом, содержатель­ном, организационном и оценочно–диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности.
На данном этапе классный наставник уже может приступить к оформлению плана воспитательной работы. Для этого учителю необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы и структуры плана.
II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
При планировании воспитательной деятельности классный руководитель на­ряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания и структуры создаваемого документа – плана воспитательной работы. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли вос­питания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллекти­ве традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного наставника. Исходя из предъявляемых требова­ний к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составление этого документа из следующих разделов:
1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные направления и дела классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Первый раздел плана традиционно называется «Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год». Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест вос­питательного процесса в классе, без понимания социальных процессов, которые идут в классном сообществе, и выявления тенденций личностного развития уча­щихся невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приори­тетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, вы­брать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.
Нередко классный руководитель испытывает затруднения в составлении данного раздела плана. Чтобы их преодолеть, учитель может воспользоваться предлагаемыми в публикациях Л.В. Байбородовой, В.В. Воронова, Л.Д. Гуткиной, Е.Н. Прейскуранта примерными программами анализа воспитательной работы в классе. На последую­щих этапах профессионального роста, когда у педагога сложится своя оригинальная система воспитания и определятся научно–методические принципы осуществления педагогического анализа воспитательной работы, потребность в таких программах отпадет, так как он будет анализировать состояние и результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией.
«Цели и задачи воспитательной деятельности» – так называется второй раздел плана работы классного руководителя. В нем находят отражение целевые ориентиры процесса воспитания.
При разработке этого раздела плана классному наставнику необходимо пом­нить требования, предъявляемые к целям воспитательной деятельности. Целевые ориентиры должны быть:
* направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллекту­ального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического
потенциалов, на овладение учащимися целостной системой знаний об ок­ружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творче­ской деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития;
*сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, социальным заказом государства и общества, особенно­стями коллектива класса и условиями его жизнедеятельности;
*обеспечены необходимыми ресурсами для их достижения, конкретными, четко и ясно сформулированными;
* трудными, но реально достижимыми;
* диагностичными.
Наряду с целью в плане работы формулируются задачи, которые можно рас­сматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. При декомпози­ции цели, т. е. при ее разделении на составляющие, надо определить такие задачи, решение которых позволило бы достичь поставленной цели. Например, классный руководитель в качестве главного ориентира воспитательной системы класса из­брал цель – формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллек­туальной, этической и коммуникативной культурой. А для ее реализации педагог определил следующие задачи:
а) создать необходимые условия для проявления творческой индивиду­альности каждого ученика;
б) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
в) развивать познавательную активность учащихся;
г) содействовать формированию нравственной позиции школьников.
«Основные направления и дела классного коллектива» – так можно назвать третий раздел плана работы классного руководителя. В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в первом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы, педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. Хорошим подспорьем в их выборе является сформированный учителем образ класса, его модельные представления о построении деятельности, общения и отношений в классном сообществе.
Собрание форм и способов жизнедеятельности класса не должно представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел. Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно обоснованный характер, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся. Кстати, от этого будет зависеть структура и форма данного раздела плана. Назовем некоторые научные разработки и предложим со­ответствующие им варианты подготовки и оформления этого раздела плана.
Профессор Н.М. Таланчук обосновал целесообразность использования системно–ролевого подхода в воспитательной работе с учащимися. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности – это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений и существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми.
Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое–то сообщество людей и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и соответствующие им социальные роли:
* семья (роли: сыновне–дочерняя, супружеская, отцовско–материнская);
* трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально–трудовая, эко­номическая, организаторско–самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);
* общество (роли: патриотическая, национально–интернациональная, по­литическая, правовая, нравственная, экологическая)
* мир (интерсоциальные роли личности);
Я–сфера (роли: материально–потребительская, духовно–потреби­тельская, субъект учения, субъект самовоспитания, субъект творчества, психосаморегулятивная, целеутверждающая).
Если классный руководитель решает строить свою воспитательную де­ятельность на основе системно–ролевого подхода, то он может избрать следующую форму планирования дел в классе (предложено В.Т. Кабушем):
Тематические программы
Сентябрь
1–я неделя
2–я неделя
3–я неделя
4–я неделя
«Я и общество»
«Я и природа»
«Я и моя школа»
«Я и моя семья»
«Я и мое «Я»
Известный ученый О.С. Газман считал, что механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения школьников. Для более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ребенка О.С. Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье». В этом случае третий раздел плана работы классного руководителя может выглядеть следующим образом:
Целевая
программа
Октябрь
1–я неделя
2–я неделя
3–я неделя
4–я неделя
«Учение»
«Общение»
«Досуг»
«Образ жизни»
«Здоровье»
Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учащихся, Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как познавательная, ценностно–ориентировочная, трудовая, художественно–творческая, физкультурно–оздоровительная, коммуникативная, игровая. В данном случае классный руководитель может избрать форму плана, в которой найдет отражение проектирование участия учащихся в перечисленных видах деятельности.
Вид
деятельности
Декабрь
1–я неделя
2–я неделя
3–я неделя
4–я неделя
Познавательная
Ценностно–ориентировочная
Трудовая
Художественно–творческая
Физкультурно–оздоровительная
Коммуникативная
Игровая
Классные руководители школы–лаборатории № 18 г. Пскова разделяют точку зрения известного философа М.С. Кагана о том, что личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем:
1) что и как она знает;
2) что и как она ценит;
3) что и как она созидает;
4) с кем и как она общается;
5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.
Отсюда структуру личности можно представить как целостную совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов: познавательного, ценностного (нравственного), коммуникативного, эстетического и физического. Поэтому педагоги в планах воспитательной работы систематизируют планируемые воспитательные дела и мероприятия по направлениям, связанным с развитием перечисленных потенциалов.
Потенциал личности
Сентябрь
1–4
5–11
12–18
19–25
26–30
Познавательный
Ценностный (нравственный)
Коммуникативный
Эстетический
Физический
Нередко классные руководители распределяют планируемые дела в со­ответствии с выдвинутыми в процессе целеполагания задачами воспитательной деятельности. В этом случае данный раздел плана оформляется следующим образом:
Задачи воспитатель­ной деятельности
Октябрь
1–7
8–14
15–18
19–25
26–31
1.
2.
3.
4.
5.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности («лица») классного коллектива. При выборе форм и способов классный наставник отдает предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс их развития. И еще один важный момент – это правильное определение сроков осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение. Оптимальное распределение времени и сил членов классного сообщества позволит повысить эффективность воспитательной деятельности.
«Индивидуальная работа с учащимися» – так следует назвать четвертый раз­дел плана воспитательной деятельности. Его наличие связано с заботой классного ру­ководителя о создании в классе благоприятной среды для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечени­ем индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.
Педагоги–экспериментаторы, активно и результативно проводящие работу по педагогическому обеспечению процесса становления индивидуальности учащихся, предлагают классным руководителям составлять данный раздел плана в форме сле­дующей таблицы:
№ п/п
Имя, фамилия ученика
Мир инте­ресов и увлече­ний
Основные личностные достижения
Главные проблемы в развитии
Формы и спо­собы педаго­гической под­держки
«Работа с родителями» – это пятый раздел плана воспитательной работы. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудни­чество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития ребенка. А следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возмож­ным, если в плане работы найдут отражение такие направления деятельности пе­дагога–воспитателя с родителями:
* изучение семей учащихся;
* педагогическое просвещение родителей;
* обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллектив­ных дел в классе;
* педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе;
* индивидуальная работа с родителями;
* информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Шестым компонентом плана работы классного руководителя может стать раздел «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса». Необходи­мость включения этого раздела в план воспитательной работы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о разви­тии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспита­тельного процесса в классе могут быть избраны:
а) развитие личности учащихся;
б) формирование классного коллектива;
в) наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизне­деятельностью в классе.
Планируемую диагностическую работу можно систематизировать и предста­вить в виде таблицы:
Предмет изучения
Методы и приемы изучения
Сроки изучения
Субъект изучения
Наряду с основными разделами в план могут быть включены различные при­ложения. В таких случаях план воспитательной работы превращается в дневник классного руководителя.
Завершая рассмотрение содержания и структуры плана воспитательной рабо­ты, необходимо заметить, что предлагаемые нами разделы плана не являются обя­зательными. Нами рекомендуется примерный вариант плана, который может ис­пользоваться педагогом–воспитателем в качестве методической подсказки. Воз­можны и другие варианты плана. Планирование – дело творческое, поэтому класс­ный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени со­ответствует его педагогическим воззрениям, содержит необходимую информацию и является удобным для использования в повседневной работе.
Рекомендуемая литература
1. Воронов В. Как составить план работы // Воспитание школьников. 1999. № 6.
2. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя // Классный руководитель. 1999. № 3.
3. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.
4. Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день. – М., 2005.
5. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2004.
6. Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М., 2005.
ж. Классный руководитель, № 3, 2006



**************************************************************************************************************************



Людмила Ивановна Маленкова, 
кандидат педагогических наук, доцент,ведущий специалист института психолого-педагогических проблем детства РАО РФ

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ПОТРЕБНОСТЬ
Всем воспитателям хорошо известна мысль Макаренко о «программе человеческой личности и коллектива», и его теория и практика, «перспектив завтрашней радости» - «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не стали потребностью современного педагога-практика.
Тем не менее одной из функций школьного педагога (воспитателя в любом статусе) является проектировочная деятельность, которая предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Все это отражается в проекте - плане воспитательной работы. План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Таким образом, планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:
целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система);
конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);
оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);
диалогичностъ (учет мнения всех, взаимодействие);
индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации);
научность (в основе научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);
непрерывность, преемственность и последовательность;
разнообразие содержания, форм и методов;
оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
единство педагогического руководства и активности воспитанников;
реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее;
гибкость плана.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПЛАН
Планирование позволяет классному руководителю:
·        четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
·        предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
·        целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;
·        проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
·        и, что немаловажно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования — общечеловеческого и педагогического. Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и учащихся, и педагогов.
ОШИБКИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ
Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей:
·        отсутствие четко определенной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;
·        традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя;
·        примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);
·        неумение (а порой невидение необходимости) привлечения детей к планированию;
·        неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонек» или «поход по местам боевой славы», и т.п.).
КАК СОЗДАЕТСЯ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Что же предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя?
Во-первых, ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно-методических материалов министерства образования и местных органов управления образованием; изучение психолого-педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы. Во-вторых, определенные цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы, возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...), личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9-И-и класс) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегических задач:
1. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности учащихся.
2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления.
3. Приобщение учащихся к культуре.
4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.
5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного со-управления и самоуправления.
6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.
Могут быть и другие задачи.
В-третьих, ознакомление с перспективным планом воспитания школы, отдельных детских и взрослых объединений; изучение опыта лучших классных руководителей; обсуждение перспективных дел с педагогами, работающими с классом, с родителями, работниками учреждений дополнительного образования...
В-четвертых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива.
В-пятых, привлечение учащихся к планированию. В самых разный формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руководителем; рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменных опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм», идеи и предложения.
В практике школ накоплен интересный опыт использования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н. Григорьева), «Мы -коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (М.Г. Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) (СНОСКА: Эти и другие игры описаны в кн.: Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3)и др.
В-шестых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат.
В-седьмых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д.
Могут быть добавлены еще дела, обусловленные профилем школы и класса. Из всего этого и составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (либо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.
ВИДЫ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В современной школе используются, как правило, такие виды планов:
1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей и учителей-предметников, групп продленного дня и т.д.)
2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем школы.
5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового).
6. План работы по развитию индивидуальности учащихся (А.С. Макаренко: «программа человеческой личности»).

Общешкольный план воспитательной работы, как правило, включает в себя:
·        анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;
·        цель, стратегические и тактические задачи на будущее;
·        научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;
·        инструктивную и научно-методическую работу с педагогами;
·        общешкольные дела (коллективная творческая деятельность);
·        работу с научными кадрами, постоянными и временными творческим группами педагогов и детей;
·        работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.;
·        совместную деятельность с учреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.;
·        работу по традиционным и инновационным направлениям;
·        вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.;
·        деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов;
·        перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования (рекомендуемая система классных часов, тематика экскурсий, поездок, встреч, репертуар театральных постановок и т.д.).
ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЯ
Структура перспективного плана классного руководителя может быть примерно такой.
1.     Анализ результатов воспитания за предыдущий период времени (год, четверть, месяц...).
2.     Цель и задачи (стратегические).
3.     Краткая характеристика класса (количественный состав и качественная характеристика состава учащихся и родителей; уровень развития коллектива; актив и его работоспособность; лидеры: краткая характеристика; не формальные группы и их особенности; традиции, коллективные привычки; учащиеся, требующие особого внимания, и т.д.).
4.     Организация жизнедеятельности детей:
а) работа по созданию и развитию воспитывающей среды (ученического коллектива, работа с малым педагогическим коллективом, взаимодействие с внешкольными детскими учреждениями, работа с семьями учащихся, создание воспитывающей предметной среды);
б) организация коллективной творческой деятельности детей;
в) дифференцированная работа с группами учащихся; реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию;
г) стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания;
д) выполнение обязательных функциональных обязанностей воспитателя, классного руководителя (ведение личных дел учащихся, классного журнала, ученических дневников, написание характеристик, справок и т.д.).
5.   Методическая работа воспитателя с классом, группой:
а) изучение учащихся, классного коллектива и учебно-воспитательного процесса;
б) работа с малым педагогическим коллективом;
в) научно-методическая работа классного руководителя, воспитателя.
Предполагаемые результаты, их анализ и внедрение в практику дальнейшей воспитательной работы.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
В современной школе возможны и имеют место разные системы планирования воспитательной работы школы и класса (группы). Это зависит от того основания, по которому определяются содержание и структура плана. Приведем некоторые примеры.
Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно-ролевого подхода, то в плане могу быть такие разделы (ВТ. Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мое Я».
Для наиболее целенаправленной работы по поддержке самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
В школе-гимназии № 1504 г. Москвы (директор Н.А. Шарай) схема планирования такова: срок; цель; ключевые дела; необходимая деятельность в компонентах воспитательной системы: уроки, классные дела, дела объединений дополнительного образования, семьи учащихся, освоенная среда микрорайона, города; средства массовых информации.
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-СЕТКА
В практике нашей работы родилась и была апробирована идея перспективно-календарного планирования, в которой могут быть реализованы достоинства и перспективного, и календарного планов.
Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички:
§   Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи;
§   Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предположения по плану работы и т.д.);
§   Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет такой вид (см. с. 382).
Методические основы работы с конспективно-календарным планом:
§   На план отводится 10 страниц — по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).
§   Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдаленные во времени дела можно писать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видны деятельность детей и методическая работа учителя.
§   В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ.
Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план-«отписка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым..



Комментариев нет:

Отправить комментарий